+7(4912)289223
              289223@mail.ru

1-я статья цикла

 

Как не наступить на бюджетные грабли

 

Казалось бы, тема бюджетирования уже не нова для российских компаний. Тем не менее, на многих российских предприятиях бюджетирования нет. Точнее говоря, оно не работает или работает не в полную силу. Присутствуют отдельные элементы бюджетирования, но интегрированной системой бюджетирования мало кто может похвастаться. Некоторые компании по факту просто «играют» в бюджетирование.

 

 

Цель данной статьи - обратить внимание руководителей и специалистов компаний на типовые ошибки, которые делают предприятия при внедрении бюджетного управления.

 

 

Какой такой павлин мавлин?

 

Все-таки, перед тем как приступить к обзору типовых ошибок необходимо еще раз определить, что же такое бюджетирование, для чего и кому оно нужно в бизнесе. К тому же часть ошибок связаны с тем, что компании не совсем точно понимают суть бюджетирования и его прикладную направленность.

 

Бюджетирование - процесс планирования и контроля финансово-экономического состояния предприятия с распределением ответственности за результаты работы.

 

Основные цели бюджетирования (см. Рис.1):

  • Цель №1. Получить прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия.
  • Цель №2. Согласовать плановые финансово-экономические показатели предприятия.
  • Цель №3. Определить систему ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (распределение финансовых полномочий и ответственности между руководителями компании).
  • Цель №4. Провести сценарный анализ «Что будет если ...».
  • Цель №5. Определить систему контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Рассмотрим данные цели подробнее применительно к практике ведения бизнеса.

 

Цель №1: а стоит ли напрягаться?

 

Директор одной компании сказал: «А зачем мне заниматься прогнозированием. Ну предположим прогноз покажет, что чрез 3-4 месяца в моей компании настанут не лучшие времена. Так зачем мне сейчас об этом знать. Я буду напрягаться раньше времени, нервы себе трепать. Вот когда проблемы появятся тогда и буду их решать».

Такой подход, конечно же, имеет право на существование.

Директор другой компании, занимающейся строительством небольших магазинчиков и салонов, заявил, что он хотел бы внедрить планирование в своей компании, но не знает, как это сделать. Он привык работать с колес и убежден, что планировать в его бизнесе просто не возможно.

Рис. 1. Цели системы бюджетирования

Цели бюджетирования

Получить прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия

Согласовать плановые финансово-экономические показатели

Определить систему ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Провести сценарный анализ
Что будет если ..."

Определить систему контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • тенденции основных финансово-экономических показателей;
  • учет факторов внешней среды;
  • учет факторов внутренней среды (компании);
  • маркетинговые отчеты;
  • управленческая отчетность.
  • постановка финансово-экономических целей предприятия;
  • подготовка начальных вариантов операционных и финансовых бюджетов предприятия.
  • финансовая структура предприятия (центры финансового учета);
  • мотивация подразделений;
  • система финансово-экономических показателей оценки деятельности подразделений;
  • финансово-экономическая модель предприятия;
  • трансфертные цены.
  • оптимистическое, пессимистическое и наиболее вероятное развитие событий;
  • параметрические расчеты;
  • финансовая модель бюджетирования;
  • утверждение бюджетов предприятия.
  • учетная политика;
  • подготовка фактической информации об исполнении бюджетов;
  • корректировка бюджетов.

 

Нужно ли заниматься прогнозированием и планированием скорее определяется философией первого руководителя компании. К тому же точно не известно, что хуже для компании работать без прогнозов или иметь неверный прогноз.

В Америке были проведены исследования с целью определения взаимосвязи между результатами деятельности компании и методами обеспечения роста[1]. Часть компаний, участвовавших в исследовании, применяли в своей практике методы систематического планирования, а часть действовали интуитивно.

Основные результаты данного исследования были такими:

  • субъективные оценки результатов, данные руководителями планирующих и не планирующих компаний, значительно не различались;
  • по всем важнейшим финансовым критериям результаты у планирующих фирм значительно лучше, чем у не планирующих.

 

Таким образом, однозначного ответа на вопрос нужно ли заниматься прогнозированием и планированием бизнеса нет.

 

 

Цель №2: «так значит завтра на том же месте в тот же час»

 

Получив прогноз развития финансово-экономического состояния предприятия необходимо для себя ответить на следующий вопрос. Устраивает ли компанию такое развитие событий? Если да, то цели компании можно установить на том уровне, которые соответствуют прогнозу. Если нет, то цели компании можно установить на более высоком уровне, но при этом должна быть четкая стратегия достижения данных целей. Цели и стратегия их достижения обязательно должны быть согласованы со всеми основными функциональными блоками предприятия.

 

На одном производственном предприятии поставили цель увеличить объем продаж по одной продуктовой группе на 100%. В ходе консалтингового проекта выяснилось, что данную цель поставил генеральный директор.

При постановке данной цели учитывались следующие факторы:

  • прогнозируемый дефицит бюджета движения денежных средств;
  • желание директора увеличить продажи данной группы продукции.

 

Когда сделали первый расчет БДДС, определили дефицит в размере нескольких миллионов рублей. Директор решил покрыть данный дефицит за счет увеличения объема продаж одной из продуктовых групп. И еще он сказал так: «Вы же понимаете мне, как директору, хочется, чтобы продажи каждый год росли».

Также выяснилось, что данная цель не была ни с кем согласована. Т.е. по сути ее спустили сверху. Таким образом, ни маркетологи, ни производственники, ни финансисты не принимали участие в постановке данной цели. Т.е. такие факторы как потребности рынка в данной продукции, производственные и финансовые возможности не учитывались. По факту получилось 30%-е снижение объема продаж данной продуктовой группы.

 

На практике нужно совмещать подходы сверху вниз и снизу вверх при постановке целей компании. С одной стороны для того, чтобы правильно поставить цель (принять решение) нужно знать исходную информацию. С другой стороны, чтобы такую информацию подготовить нужно знать цели. Разомкнуть этот замкнутый круг можно только итерациями. Начинать можно как сверху так и снизу, но главное чтобы данный цикл повторился еще как минимум один раз.

 

Часто решения принимаются (т.е. планирование) без прогнозов. Планированию должно предшествовать прогнозирование.


[1] Более подробно об этом исследовании можно прочитать в книге И.Ансофа «Стратегическое управление». - М.: Экономика, 1989

 
© 2007 
-2020
Консультационно-кадровый
центр "Профессионал"
г. Рязань, ул. Ленина, д. 10, офис 25
тел. +7(4912)289-223.
e-mail: office@hrconsult.ru
быстрый переход:
на главную
на форум
Разработка сайта -
Студия "Avantum"